Дефектолог – это коррекционный педагог, который занимается с детьми младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста, имеющими определённые отклонения в развитии, такие как нарушения речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость, задержка психического развития, нарушения  эмоционально-волевой сферы и поведения в условиях комплексного психолого-педагогического сопровождения. Дети из каждой категории имеют специфические особенности развития и требуют специальных методов коррекции.

Различные медицинские и социальные факторы могут привести к возникновению отклонений в развитии. Роль дефектолога не заключается в непосредственном лечении существующей патологии — это зона ответственности медицинских специалистов. Основной акцент делается на улучшении повседневной жизни ребёнка, помощи в его социальной адаптации, развитии навыков для эффективного взаимодействия в обществе и освоении доступной деятельности.

Наука дефектология родилась и развивается на сегодняшний день на стыке медицины, психологии, философии, социологии и педагогики.

Дефектология выделяет несколько узких специализированных направлений, в зависимости от имеющихся нарушений:

  • логопедия – воспитание и обучение детей, имеющих речевых нарушения;
  • сурдопедагогика – воспитание и обучение детей с нарушениями слуха;
  • тифлопедагогика – воспитание и обучение детей с нарушениями зрения;
  • олигофренопедагогика – воспитание и обучение детей с интеллектуальными нарушениями;
  • ортопедагогика – воспитание, обучение и реабилитация детей с нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата.

Нюансы работы дефектолога с особенными детьми:

Раннее начало коррекции с возраста от 1 года и раньше. Сложность заключается в том, что возможности современной медицинской диагностики и ранней профилактики ограничены. Большинство детей попадают к дефектологам в возрасте 3 – 4 лет, на этапе, когда начинают проявлять нарушения в задержке речи и умственной деятельности.

Тесная взаимосвязь педагога-дефектолога с врачами. Дефектолог не назначает медикаментозную терапию, но входят в число ведущих специалистов на этапе реабилитации и адаптации детей.

На консультацию направляются пациенты с родовыми травмами и неврологическими расстройствами. Профессиональный дефектолог проводит диагностику нарушений и делает заключение об уровне развития навыков согласно возрастным нормам.

В процессе работы дефектолог развивает познавательную активность детей, основные психические процессы, такие как мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

Дефектолог работает над развитием межличностной коммуникации ребенка с другими людьми и обучает игровой деятельности.

Основные задачи специалиста:

  • Развитие сенсорных навыков;
  • Обучение игровым приемам;
  • Формирование навыков личной гигиены;
  • Знакомство с окружающей средой;
  • Запуск и развитие речи;
  • Обучение математики, чтению и письму;
  • Развитие творчества и мелкой моторики.

Когда нужно обращаться к дефектологу?

  • Если вы заметили, что у вашего ребенка есть трудности в развитии и ваши попытки помочь ему не дают видимых результатов;
  • Если у вашего ребенка есть различные заболевания (например: нарушение слуха или зрения, ДЦП, генетические заболевания – синдром Дауна и др.);
  • Если у ребенка стоит диагноз задержка психического развития или умственная отсталость;
  • Если вы столкнулись с педагогической запущенностью ребенка.

Резюмируя, следует отметить, что дефектолог выполняет комплексную и очень значимую функцию. Эта деятельность имеет критическое значение не только для маленьких пациентов, но и для их семей, способствуя социализации молодых членов социума.

Особенности работы логопеда

Логопедия представляет собой значимую и одновременно сложную область дефектологии, поскольку во всех случаях развития психофизических расстройств у детей встречаются речевые аномалии, варьирующие от нарушения звукового произношения до полной отсутствия речи, известного как алалия.

Логопед занимается исключительно коррекцией речевых дефектов. Но работа по устранению речевых недостатков начинается не с исправления звукопроизношения или постановки звуков, а с обучения детей дышать, глотать, слушать и слышать, поиска мотива к речевой деятельности, с развития высших психических функций и моторики – для каждого ребенка индивидуально.

Основные направления в работе логопеда:

  1. развитие слуха и развитие фонематического слуха;
  2. развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, познавательных способностей);
  3. развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  4. развитие внутренней речи (понимание обращённой речи);
  5. обогащение словарного запаса (понимание слов, соотнесение с предметами и явлениями, употребление в самостоятельной речи);
  6. развитие умений правильного звукопроизношения;
  7. усвоение грамматических конструкций, построение предложений;
  8. обучение развёрнутой речи, использованию речи в различных бытовых ситуациях;
  9. обучение чтению и письму.

Бывает так, что за длительный период (3-5 лет) удаётся лишь сформировать у ребёнка с тяжёлыми нарушениями зачатки разговорной речи, либо добиться только понимания обращённой. Сочетанные дефекты развития (например, ДЦП с УО и нарушениями зрения) практически не поддаются коррекции, несмотря на комплексную работу нескольких специалистов. Но логопеды продолжают работать с такими пациентами, добиваясь даже самых малых результатов.

Комментировать